ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛИШЕ

  • Автор темы странник
  • Дата начала

странник

Пользователь
Регистрация
8 Янв 2011
Сообщения
18
P9021090.jpg

Недавно появилась необходимость в изготовление клише для горячего тиснения. Пересмотрев гору информации в сети, выделил необходимую и приступил к экспериментам. Сразу оговорюсь, что вариант изготовления в типографии оставил на самый крайний случай, т.к. стоимость изготовления: 30 руб за квадратный см., несложно подсчитать, что стоимость небольшого клише (например как на фото) переваливает за 1500руб. Пока эксперименты не совсем удачны и я нахожусь в поиске правильной технологии, поэтому буду очень признателен всем кто сможет чем нибудь помочь.
Итак что мне понадобилось:
1. Черно-белый лазерный принтер
2. Пленка для печати на лазерном принтере
3. Собственно сам материал для клише, подойдет медь, латунь, магний, цинк.
4. Специальный позитивный фоторезист, (спрей в балончике)
5. УФ лампа для засвечивания и полимеризации фоторезиста.
6. Раствор каустической соды для промывки
7. Раствор хлорного железа для травления
Сперва на принтере распечатывается макет клише на пленке, затем на предварительно отшлифованную, отполированную и обезжиренную поверхность материала (в моем случае использовался алюминий, что оказалось ошибкой, но об этом позднее), наносится слой фоторезиста. Он высушивается согласно инструкции, затем с помощью оргстекла крепится пленка с отпечатанным клише на пластину с фоторезистом и засвечивается под УФ лампой. После этого слабым раствором каустической соды засвеченный фоторезист смывается, а на металле остается четкий рисунок будущего клише. Пластина тщательно промывается в воде и отправляется в травильный раствор. Спустя несколько часов помешивания металл вытравился примерно на 0,25 мм и затем начинается постепенное растворение фоторезиста, а следовательно и деталей клише. Вот собственно и всё. Но таким клише оттиск получается очень плохой, не хватает высоты деталей. Да, почему не подходит алюминий, во первых при травлении проявляется очень крупная "зернистая" структура металла, следовательно мелкие детали получаются не очень хорошо, это видно на скипетре, такие детали могут выкрашиваться. А во вторых коэфициент теплового расширения у алюминия намного больше чем например у меди, и в моем случае во время сушки клише немного повело.
Очень прошу кто уже изготавливал клише поделиться опытом. Соответственно готов поделиться тонкостями и нюансами, которые понял во время моего эксперимента. Пока выкладываю фото алюминевого клише, а завтра выложу медное.
 
Последнее редактирование:
vasiliy&

vasiliy&

Знающий
Пользователь
Регистрация
6 Апр 2011
Сообщения
622
тема интересна!
Но сразу , клише бывают магниевые, цинковые, медные. Различие для травления как днень и ночь. Ляминий:D к клише как материал не относится. По магнию и цинку покупай растворы и делай фоторезист с задаными характеристиками. Медные, они же латунные смотри характеристики травления.
 

gount

Участник
Пользователь
Регистрация
6 Июл 2010
Сообщения
123
в принципе лучше всего не травильный раствор использовать,а простую соль и зарядник от аккумулятора .
обычное гальваническое травление(фрезерование) очень быстро и очень глубоко, металл любой я использовал сталь закаленную нужно было сделать печать и клише для пломбы,получилось просто замечательно.
подробнее в яндексе
 
Последнее редактирование:

странник

Пользователь
Регистрация
8 Янв 2011
Сообщения
18
тема интересна!
Но сразу , клише бывают магниевые, цинковые, медные. Различие для травления как днень и ночь. Ляминий к клише как материал не относится. По магнию и цинку покупай растворы и делай фоторезист с задаными характеристиками. Медные, они же латунные смотри характеристики травления.
По алюминию полностью согласен, слишком мягкий, большой коэффициент температурного расширения и т.д. С фоторезистом с удовольствием бы поэксперементировал, но увы у нас кроме спрея в баллончике никакой химии больше нет. Я так полагаю, что основная проблема именно в нестойкости фоторезиста к травильному раствору. В следующий раз попробую также травить в хлорном железе но с аккумулятором, как посоветовал gount.
 

gount

Участник
Пользователь
Регистрация
6 Июл 2010
Сообщения
123
хлорное железо не советую ,будет разъедать фото резист, самое оптимальное слегка подкислиный раствор соли , в период перестройки и жуткого дефицита использовал огуречный рассол и это даже не шутка
 

странник

Пользователь
Регистрация
8 Янв 2011
Сообщения
18
Вот-вот, именно это и происходит.
 

alexgril

Пользователь
Регистрация
14 Ноя 2012
Сообщения
2
Медный купарос иплюс 12v . Гальванопластика называется. Ребят подскажите пожалуйста подробно, как нанести рисунок на металл для клише? Какой принтер, краска и что еще надо? Пожалуйста ребят если можно по подробнее и где можно приобрести материалы. За ранее очень благодарен.
 
Depa

Depa

Пользователь
Регистрация
3 Ноя 2012
Сообщения
13
Изготовлением клише никогда не занимался, но имею опыт радиолюбителя. Процесс по описанию очень напомнил мне изготовление печатной платы (текстолит с медным покрытием). Так вот способ изготовления при помощи фоторезиста самый трудоемкий и неблагодарный, куда проще, так называемый, метод "горячего утюга" .. сейчас прикидываю получится или нет, но скорее все будет довольно неплохо.
 

gount

Участник
Пользователь
Регистрация
6 Июл 2010
Сообщения
123
так называемая технология ЛУТ если в принтере(лазерном)отключить экономию тонера то тогда получается просто замечательно,но требует очень тщательной подготовки самой пластины, чего почти на требуется при использовании фоторезиста
 
Шолто

Шолто

Знающий
Пользователь
Регистрация
6 Окт 2010
Сообщения
891
Жаль, что ввиду затратности и нетехнологичности искусство ручной гравировки уходит в небытие.Даже инструмента хорошего заказать - почти негде. Хотя, как говорят специалисты, степень аутентичности ручной гровировки по отношению к оригиналу превосходит любые технологичные виды в разы.
 
vasiliy&

vasiliy&

Знающий
Пользователь
Регистрация
6 Апр 2011
Сообщения
622
Извини, в фотошопе отредактировать изображение на порядок можно лучше чем в ручую:D
 

gount

Участник
Пользователь
Регистрация
6 Июл 2010
Сообщения
123
вот на ебее продают штихеля и именно для стали видно по их заточке почти 90 градусов в смысле тупой угол кому надо вот ссылка

Please Login or Register to view hidden text.

 
Шолто

Шолто

Знающий
Пользователь
Регистрация
6 Окт 2010
Сообщения
891
Извини, в фотошопе отредактировать изображение на порядок можно лучше чем в ручую:D
Вполне вероятно - не могу спорить, не умею в ем даже фото редактировать.
Дело в том, что многие вещи делаются, безусловно, промышленным способом, но с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ доработкой ручками.Для чего?Для того, чтобы оставались некие ХАРАКТЕРНЫЕ вещи.Помогающие впоследствии в распознавании. На чем горели многие при потрясающем качестве.
На купюрах, к примеру, вернее - на "клишках" для них - есть определенные зоны "штихельной" обработки.
Да, собственно, многие и сейчас пользуют полимерные печати там, где в реале используются мастичные.Потом горюют.
Опасаюсь, фотошоп не передаст структуру и направление движения любого гровера (даже лазерного).Попробуйте в фотошопе отредактировать пробирные клейма и потом их вывести под оригинал.Был один умник, сделал на микрохирургическом лазерном резаке.Сгорел на элементарном - глубина прохода резака была везде одинакова.Даже в тех местах, где должен быть горбик от подъема гровера или ямка от его поворота с характерными концентрическими следами (бороздками).
Ну, прошу простить, не мне , старику, молодежи лекции читать.
 
Последнее редактирование:

gount

Участник
Пользователь
Регистрация
6 Июл 2010
Сообщения
123
для изготовления клише или даже монетной матрицы используется такой замечательный прибор под названием ПАНТОГРАФ вот недорогой продается на ебее вот ссылка

Please Login or Register to view hidden text.

 
Шолто

Шолто

Знающий
Пользователь
Регистрация
6 Окт 2010
Сообщения
891
Есть и такие варианты
Однако, надо понимать, что фрезеровка, выполняемая вращающейся фрезой, не позволяет сделать острого внутреннего угла - всегда будет некая окружность.Травление более способно решить эту проблему.Соответственно - лазерная резка и ручная гравировка решают этот вопрос тоже. Из плюсов лазера и штихеля - возможность работы под углом к плоскости, то есть возможна отработка рисунка с разным углом наклона контура, что важно при муаре или двуплоскостном тиснении.
 

gount

Участник
Пользователь
Регистрация
6 Июл 2010
Сообщения
123
полностью согласен ,но и при ручнлм гравировании есть такие особенности как срывы штихеля и невозможно равномерное опускание плоскости на всемпути резания, где больше где меньше и усилие при гравировке (ручной) нужно очень сильное что очень утомляет,на snjn случай придумали такой гравировальный прибор как гибрид отбойного молотка и гравировального перфоратора называется AIRGRAVIR вот ссылка где продают там и видео есть и фото

Please Login or Register to view hidden text.

 
Шолто

Шолто

Знающий
Пользователь
Регистрация
6 Окт 2010
Сообщения
891
В старинные времена пользовались подобием машинки для нанесения татуировок (делали из бритвы харьков как правило, желательно с пружинным заводом), точность была велика.Да и просечка сложных "микронных" мест удавалась на славу.
Собственно, особенности (и указанные Вами тоже) ручных способов гравировки являются хорошим отличительным признаком изделия, это стоило бы читывать, как мне кажется.
А так, к слову: в свое время британская резидентура в ссср понесла ощутимую утрату(((Все было прекрасно, пачпорта были аутентичны Гознаковским (на технологиях не экономили).Только вот не знали, что выпускающий мастер-гравер, в обязанности коего входила подрезка клише для последней серии, по старинной русской привычке выпал из рабочего графика. И серию такую выпускал иной мастер - левша.И проходил он чистовую не слева-направо, а справа-налево, как ему и положено.Так вот всех и выловили бедолаг. Скандал был шумный, пол-посольства "персона-нон-гратировали.")))Дак и вообще подобных историй, включая даже "арабские" денежки казначейства сша, "впиндосивщегося" по собственной дурости почти на 5 млрд - хватает.
 
Последнее редактирование:
Depa

Depa

Пользователь
Регистрация
3 Ноя 2012
Сообщения
13
так называемая технология ЛУТ если в принтере(лазерном)отключить экономию тонера то тогда получается просто замечательно,но требует очень тщательной подготовки самой пластины, чего почти на требуется при использовании фоторезиста
никакой там сверхподготовки не требуется. нулевочкой прошелся, потом микронкой, можно полирнуть типа войлоком или подобным и все.
 

странник

Пользователь
Регистрация
8 Янв 2011
Сообщения
18
никакой там сверхподготовки не требуется. нулевочкой прошелся, потом микронкой, можно полирнуть типа войлоком или подобным и все.
И для ЛУТ и для фоторезиста требования к поверхности пластины достаточно высокие. При использовании хоть ЛУТ хоть фоторезиста, не допускаются царапины, так как при дальнейшей протравке, будет происходить подтравливание через эти царапины. Но использовать фоторезист тем не менее более удобно, так как с ним возможно перенести мельчайшие детали на клише, а вот при помощи ЛУТ это сделать намного сложнее, рисунок получается менее четким.
 

gount

Участник
Пользователь
Регистрация
6 Июл 2010
Сообщения
123
я это писал к тому что фоторезист можно и на криволинейные поверхности наносить например цилиндр, а лутом так не получится нужно строго горизонтальная как подошва утюга, давны давно вообще использовали парафинно гудронную мастику, потом процарапывался иголкой рисунок и гальваническая фрезеровка, так там в царапинах мастика шла поперек букв не вытравливался закаленный металл такие штрихи толщиной с волос которые потом приходилось удалять резцом вручную, используйте только гальванику с окончательной ручной доводкой,
 

Сверху Снизу